МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной литературы

«Особенности интерпретации любви в романе о Тристане и Изольде»

Реферат студентки I курса д/о (гр.115)

Лукиян А.А.

Научный руководитель -

Москва-2012

Оглавление:

1. Введение...........................................................................................................................

1.1 Особенности куртуазного романа XII-XIII веков.................................

1.2 Любовные линии в романе........................................................................

1.3 Интерпретация любви в романе о Тристане и Изольде......................

2. Заключение.........................................................................................................

3. Список используемой литературы.................................................................

Введение:

XII век - эпоха Высокого Средневековья. Эпоха отважных, мудрых и решительных рыцарей. Эпоха, следующая за Античностью. Литература Средневековья уже отделилась от литературы античности, но все еще сохраняет некоторые ее черты: мифологических персонажей и мифологические явления, гиперболизацию (почти отсутствуют литоты). Сказания и романы этой эпохи в чем-то даже МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ подобны сказкам.

В эпоху Средневековья появляются куртуазные и рыцарские сказания, кельтские сказания. Куртуазный роман — это роман о придворных, о королеве, фактически о рыцарях. В центре такого романа героическая личность, рыцарь, который в честь своей дамы совершает немыслимые подвиги, порой фантастические и нереальные. Роль рода в такие романа сведена на нет, обычно герой не знает ничего о своей родне и своем рождении. Подвиги героя — это своего рода авантюра. Вообще, куртуазный роман — это роман прежде всего о мужчинах и для мужчин, так как в центре повествования находится мужчина. Здесь женщина показана глазами мужчины. Он далек от устоев феодального общества XII века МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Правила поведения с женщиной в таких романах складываются как отношения между вассалом и господином. Герой готов сделать все, чтобы завоевать сердце дамы. Впервые, женщина — это не только тело, но и душа, сердце, которые надо завоевать красивыми словами, поступками и подвигами. Любовь здесь впервые описывается как чувство утонченное. Но прежде всего, это форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной. Можно сказать, что куртуазная любовь — это игра. Смысл ее заключается в том, чтобы привлечь внимание прекрасной знатной дамы и тем самым получить как бы знак престижа. Такая мужская забава помогла женщинам феодальной Европы получить свое место в обществе. Еще одна МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ отличительная черта — использование образов-аллегорий. Принимая во внимание все выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что любовь Тристана и Изольды лишена куртуазности. Первое отличие можно заметить в том, что в куртуазном романе всегда есть Прекрасная Дама и ее вассал, здесь же мы не видим неравенства между героями. Тристан и Изольда равны друг перед другом. Никто из них не подчиняется. Во-вторых, в куртуазном романе герои не скрывали свои чувства. Король знал, что за его дамой ухаживает рыцарь — это было нормой. У нас же все иначе: Тристан и Изоьда пытаются скрыть свои отношения и свою любовь от короля Марка. Тристан МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ чувствует вину перед своим дядей, которого он чаще называет отцом.



Скорее, роман о Тристане и Изольде относится к рыцарскому. В таком романе на передний план выдвигается рыцарь, который совершает подвиги во имя славы и прославления своей возлюбленной. Рыцарский роман — это свеого рода вершина Средневековой повествовательной литературы. Такой роман охотно прибегает к атмосфере сказочности и прямому использованию сказочных мотивов и фантастики.

Тристан и Изольда — это грешники своего времени. Грех их в том, что они пытаются скрыть тайну своих отношений. Несмотря ни на что, они стараются продлить свои отношения и продлить свою страсть.

В куртуазном романе любовь — это всегда удовлетворение МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, которые приносит счастье героям. У Тристана и Изольды все наоборот. Их любовь приносит им лишь страдания. Вся их жизнь проходит в страданиях друг без друга, их мучает мысль о невозможности быть вместе всегда и везде.

Как уже было сказано, в рыцарских романах присутствует атмосфера сказочности и фантастики. Это можно заметить в таких сценах, как «Битва с драконом», «Любовный напиток», «Бранжьена заменяет Изольду», «Прыжок Тристана», «Лес Моруа», «Чудо с терновником».

Тристан здесь представлен как и любой рыцарь — сильным, отважным, мудрым. Можно заметить, что зачастую он сам ищет приключений. В главе «Битва с драконом» Тристан один без чьей-либо помощи МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сражается и побеждает дракона, с которым до него никто не рисковал вступать в бой. Даже битва с Морхультом ярко описывает нам всю мощь Тристана. Здесь он представлен как юный, но отважный рыцарь, готовый встать на защиту людей.

Особенности любви Тристана и Изольды:

Но главный для нас вопрос — это вопрос об особенностях любви в романе о Тристане и Изольде. Какая же любовь изображена в легенде? В нашей легенде изображена любовь пылкая и страстная, плотская и взаимная. Неоднократно даже говорится о том, что любовники прекрасны в своей бесстыдной наготе, они сжимают друг друга в объятиях. Хоть такая любовь и не понятна обществу МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, но очевидно то, что она им не осуждается. Любовь эта греховна лишь с точки зрения общепринятой морали. В своей книге «Средневековые легенды и Западноевропейские литературы» А. Д. Михайлов заметил, что у любви Тристана и Изольды есть по меньшей мере три оправдания. Во-первых, она родилась еще до брака, ведь Тристан добыл себе невесту в честном поединке, значит, по праву она принадлежит ему. Во-вторых, любовь эта не освящена, конечно, ибо освящение предполагает какой-то возвышающий обыденное акт, а скреплена напитком. В-третьих, эта любовь априори не может быть счастливой. Эта концепция нашей легенды.

А. Д. Михайлов также замечает, что их любовь МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ не может быть счастливой не потому что Изольда обвенчана с другим. Здесь все кроется в сложном характере Тристана. Он любит Изольду на всю жизнь, но он сам создает препятствия на пути своей любви. Это было подмечено Дени де Ружмоном. Ружмон пишет: «Каковы в действительности тема легенды? Разлуки влюбленных? Да, но во имя страсти, во имя любви к любви, которая их терзает, во имя обострения любви, ее преображения — даже ценой собственного счастья и собственной жизни».

Отношения любящих можно представить как череду встреч и расставаний. Но не только этим поддерживается их вечная любовь друг к другу. Она поддерживается еще и полным МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ доверием друг к другу. Так, Изольда всегда пойдет за Тристана, Тристан — за Изольду. Чего бы им это не стоило. Они всегда готовы прийти на помощь друг к другу, как бы далеко не находились.

Но что же является препятствиями для Тристана? В чем преграда для их с Изольдой счастья? Подлинные препятствия — это препятствия внутренние, психологические. Они для него непреодолимы. Он стоит перед выбором: челове, воспитавший его или любимая женщина. Марк или Изольда. Выбор сложный, ведь это выбор между двумя родными людьми. И какие бы внешние препятствия не преодолевал Тристан, эти, внутренние, он не преодолеет никогда.

Но на этом МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ препятствия не заканчиваются. Тристан создает их для себя вновь и вновь. Дени де Ружо считает, что еще одним из них является его женитьба на Белорукой Изольде. Но и женитьба на другой не разрушает связь между влюбленными, она только усиливает ее. Тристан пытается полюбить свою жену, которая влюблена в него также сильно, как и он в свою Изольду. Даже в тексте можно заметить намек на это: «И знайте, что если другая Изольда любила его, то эта любила в сто крат сильнее». Но все же, женитьба — это попытка забыть первую Изольду, отказаться от нее, вытеснить свою прежнюю любовь.

Многие ученые МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сходятся в мнении, что Изольда Белорукая — это дублет первой Изольды. Но скорее всего, что это не так. А. Д. Михайлов изобразил взаимоотношения героев следующим образом:

Тристан

Марк Изольда 2

Изольда 1

Объяснение таблицы таково: отношения с ирландской принцессой — это измена Марку. Женитьба на второй Изольде — измена первой. «Для того, чтобы не чувствовать вины перед названным отцом, примириться с ним в сердце своем, надо изменить возлюбленной. Тем самым функционально Изольда Белорукая оказывается дублетом Марка. Вот почему Тристан так страдает не выполняя своих супружеских обязанностей.»[1]

Тристан обречен мучатся до конца жизни. На это указывает и тот факт, что в день его рождения и в день МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ смерти его матери, он был назван Тристаном. Имя это означает то, что судьба у него будет тяжелая. Назвала она его печальным именем Тристан в честь своих мук.

Тристан и Изольда вынуждены преодолевать все трудности, но и это неотвратимо влечет их к гибели.

Несмотря ни на что, любовь эта подлинная. Да, она не может быть оправдана предательством к дяди, но она оправдывает себя тем, что эта любовь настоящая, вечная, всепрощающая и всепобеждающая. Она незаконна с точки зрения морали XII века, но она законна в том плане, что она взаимна.

Тристан и Изольда ищут любые возможности, чтобы только оказаться вместе, оказаться МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ в объятиях друг друга. Пусть их любовь и нне делает их идеальными и благородными. Они в этом и не нуждаются. У каждой любви свои собственные законы, неподвластные ничему.

Ж. Ш. Пайен заметил, «тот, кто любит, - находится за пределами добра и зла».

Интерпретация любви в романе о Тристане и Изольде:

Интерпретация любви в романе о Тристане и Изольде заключается в том, что их любовь провозгласила право страсти сумрачной, темной. Страсти, которая связана с несправедливостью и жестокостью. Новым в романе является и появление любовного треугольника: Тристан — Изольда — Марк. Все это разрушает куртуазные мифы. История этой любви завоевала мир. Она стала совершенно МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ исключительной для своего времени.

Любовь Тристана и Изольды изначально завязывалась под действием черных сил. Любовный напиток, случайно выпитый ими, не сулит им ничего хорошего. Наоборот, он ведет их к неизбежной гибели. Но на основании этого нельзя сказать, что их любовь ненастоящая, что она под действие каких-то чар. Нет. Действие любовного напитка не вечно. Проходят годы, напиток теряет свою мощь, злые чары как-бы разрушаются, но их любовь не погибает, она живет и дальше. Они как и прежде любят друг друга. Они готовы на все ради своего чувства. Герои гибнут, но не для того, чтобы воссоединиться друг с другом МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ в другом мире. Они гибнут от того, что не могут жить друг без друга, но и жить вместе они тоже не могут.

«Их чувство проходит до конца все фазы бесплодной борьбы со сжигающим их в глубине души пламенем, начиная от самых робких сетований, в которых выражает себя неутомимо-страстное желание, от нежнейшего трепета — до вспышки страшного отчаяния при сознании безнадежности этой любви, пока, наконец, бессильно никнущее в себе самом чувство Тристана и Изольды не угасает, как бы растворяясь в смерти».[2]

Их любовь не имеет никаких перспектив и надежд. Герои мечутся и колеблются, но так и не решаются на МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ главных шаг в своей жизни — открыто переступить моральные устои общества, чтобы, возможно, их любовь восторжествовала.

Ведь сам Марк в конце романа говорит о том, что если бы знал все причины их любви, то не преследовал бы их, а спокойно отпустил.

Легенда о Тристане и Изольде вечна, как вечна и их любовь. Сюжет этой легенды послужил основой для многих других романов. Он вызвал бурю подражаний.

Дени де Ружо верно заметил, что эта легенда — это «тип человеческих отношений». Она вне временных рамок. Она универсальна и актуальна во все временные промежутки. А. Д.Михайлов пишет, что перед нами сюжет о любви двух МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ молодых людей, любви, осложненной родственными отношениями с третьим персонажем.

Любовные линии романа:

В романе много любовных линий. Это не только любовь между Тристаном и Изольдой, не только любовь Марка к Изольде. Любовь Изольды Белорукой не менее значима. Эта любовь искренняя, крепкая и настоящая. Любовь женщины к мужчине, как к идеалу. Любовь Базилиды к Тристану — это антитеза к другим любовным параллелям. Базилида мстит Тристану за то, что он счел ее любовь безумной, за то, что он отверг ее. Она его возненавидела за это. Любовь Ривалена и Гаржолены подобна любви Тристана и Изольды. Влюбленные скрывают свои отношения. И судьба у них схожа МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ с судьбой Тристана и Изольды.

Но, наверное, самая счастливая судьба у Гувернала и Бранжьены. Они любят друг друга и им не за чем это скрывать. Они отправляются в Лоонуа, где становятся королем и королевой, живут долго и счастливо, пока смерть не разлучает их.

Удивительно, сколько любовных переплетений в романе, но любовь Тристана и Изольды вне конкуренции. Это объясняется не только тем, что они центральные герои романа, но и тем, что их отношения — это что-то новое для Средневековья, что-то невиданное до сих пор.

Гармонию и симметрию эпизодов можно рассмотреть на примере графического изображения Е, Винавера:

Лес Моруа

Испытания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Испытания

Женитьба Марка Женитьба Тристана

Изольда узнает Тристана Тристан-юродивый

Битва с драконом Последняя битва

Золотой волос Последнее послание

Ривален и Бланшефлер (Гаржолена) Чудо с деревьями

Заключение:

Уникальность этой легенды в том, что она положила начало новому типу отношений между мужчиной и женщиной. Тип отношений, который сегодня для нас является обыденным.

Здесь любовь — это нечто большее, чем просто отношения. Это то, что возвышает людей, то, что заставляет их стремиться к большему, совершать подвиги во имя люби. Пусть такая любовь и неоправданна, зато она чиста, герои в ней открыты друг другу. Они не пытаются стать лучше,чем они есть. Роман о Тристане и Изольде — это поистине МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ одно из величайших произведений не только Средневековья, но и всех времен. Как уже было сказано, это любовная история вне времени. На основе сюжета легенды о Тристане и Изольде создавались сотни произведений-подражаний, каждое из которых по-своему уникально, каждое из которые отдельный памятник литературы.

И сегодня, в современном мире, не перестаешь удивляться силе этой любви. Любви, которой не подвластна даже смерть, о чем свидетельствует терновник, переросший из могилы Тристана в могилу Изольды. Эта любовь двух людей, которые не представляли своей жизни друг без друга. Умирает он — умирает и она.

Многие ученые, считают, что сюжет «Петра и Февронии» схож МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ с сюжетом «Тристана и Изольды». Возможно это и так. Общие параллели у них действительно есть.

«Суперструктура» легенды («любовный треугольник») неповторима, как бы малооригинальна не казалась на первый взгялд.

Эта легенда, которая соединяет в себе оригинальное с единым. Это и делает ее «вечной».

«....Страсть Тристана и Изольды кажется безрассудной и безмерной...Эта пагубная и неразумная страсть толкает их на попрание вассального и супружеского долга, на целую цепь притворств и обманов, даже на жестокость и несправедливость. Впрочем, у героев есть смягчающее их вину обстоятельство — случайно выпитое притворное зелье, толкнувшее их в объятия друг друга и роковым образом изменившее их судьбу МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Мотив любовного напитка снимает налет иррациональности с пожирающей их страсти. Герои не просто одержимы любовью, как были одержимы ею Ланселот или Ивэйн в отдельные моменты своей жизни. Тристан и Изольда понимают (понимают с самого начала) незаконность и трагическую безысходность своей любви, они то бездумно предаются своей страсти, то борются с ней, стремясь ее преодолеть, расстаются, чтобы в смерти соединиться уже навсегда. Рок, символически реализовавшись в поднесенном им на корабле кубке, оказывается сильнее. Или такова всепобеждающая сила любви?»

А.Д. Михайлов


[1] А. Д. Михайлов, «Средневековые легенды и Западноевропейские литературы», Языки славянской культуры, Москва-2006.

[2] Рихард Вагнер.

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав


documentaomhlvl.html
documentaomhtft.html
documentaomiaqb.html
documentaomiiaj.html
documentaomipkr.html
Документ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ