РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Школа «Экономика и управление»

Кафедра «Менеджмент»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины: «Организационное поведение»

Специальность: «6М050700 – Менеджмент»

Код дисциплины: ОР 3223

Форма обучения
Очное обучение
Всего кредита
Курс
Семестр
Экзамен (семестр)
Лекции (часов)
Практические занятия (часов)
СРСП (часов)
СРС (часов) -
Электронный практика -
Итого

Алматы, 2014 г.

1. Сведения о преподавателе Казиева Р.К., д.э.н., профессор, научно-педагогический стаж более 30 лет, кафедра «Менеджмент» КазЭУ им. Т.Рыскулова консультант Консорциума «Союз франчайзинга РК», бизнес-тренер ТОО «Технологии управления управления проектами», email: RKaziyeva@mail.ru
2. Пререквизиты дисциплины «Управление человеческими ресурсами»
3. Постреквизиты дисциплины «Управление персоналом»
4. Описание дисциплины Организационное поведение основано на рассмотрении широкого РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ круга вопросов междисциплинарного характера. В их числе: способности и личностные качества работников, их удовлетворенность, отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, управление изменениями и развитием организации.
5. Цель изучения дисциплины познакомить магистрантов с классическими и современными подходами, составляющими основу менеджмента организации, и на этой основе выработать у них навыки эффективного взаимодействия и управления людьми.
6. Задачи изучения дисциплины В результате изучения данной дисциплины магистрант должен знать о методах и методологии анализа закономерностей организационного поведения на уровнях индивидуума, группы, команды, организации. Иметь профессиональные навыки преодоления барьеров коммуникативного взаимодействия людей; прогнозирования развития конфликтов РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ и предотвращения неконструктивных форм их проявления и влияния; управления стрессом, прогнозирования последствий нововведений, стимулирования инновационной деятельности сотрудников организации.
7. Компетенции дисциплины По окончании изучения дисциплины магистранты должны быть способны: - применять знания, понимание и способностив управлении организационным поведением, организовывать условия труда для эффективной работы служащих в компании. интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить сужденияна основе релевантной информации с учетом социальной ответственности за применение решений по организации и управлению работы компании. - обладать навыками обучения (коучинга) и самообразования,позволяющими помогать сотрудникам преодолевать проблемы в сфере оргповедения, а также продолжать обучение самостоятельно для разработки оригинальных идей, связанных с организационным поведением.

Содержание дисциплины

Наименование РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ темы Содержание темы
Предмет, методы и методология и курса Междисциплинарный подход к предмету организационное поведение. Методы и методология исследования: личность (индивидуум), груп­па, организация.
Поведение индивидуума в социуме и организации Способности и личностные качества работников: использование в практике менеджмента. Классификация организационного поведения.
Эволюция науки и теории управления поведением человека в организации Поведенческие науки. Положения (допущения и ограничения) управленческих теорий по вопросу поведения человека в организации.
Организационное поведение личности в современных условиях Возможности, вызовы и цели личности. Личность и организация. Профили личности, их многофакторная зависимость (возраст, культура, функции и др).
Процесс коммуникации и коммуникативное поведение в организации Управление взаимодействием РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Вербальное и невербальное коммуникативное поведение. Воздействие на людей. Завоевание расположения людей: атрибуция, аттракция
Теория и практика мотивация: реалии результативности организации Методы улучшения мотивации и повышения результативности организации: современная практика. Теория справедливости. Теория ожидания. Теория подкрепления. Развитие методов регулирования организационного поведения.
Групповая динамика: формирование и управление Формирование группы. Вовлечение работников в процесс управления Актуальные проблемы управления вовлеченностью работников. Общие качества группы.
Конструирование и управление организацией Понятие и принципы построения управленческих структур. Формальная и неформальная структуры. Принципы управления конструированием организации
Роль системы менеджмента в сфере поведения организации Управление в сфере оргповедения. Управление знаниями, трансферт опыта и навыков. Комплекс интеллектуальных навыков и компетенций (в стратегической РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ и операционной деятельности)
Лидерство в организации и групповая динамика. Формальное и неформальное лидерство и групповая динамика. Современные организационные изменения и возрастание роли лидерства. Менеджмент и лидерство. Черты и формы лидерства. Стили лидерства.
Управление изменениями в организационном поведении. Движущие и тормозящие факторы: изменения в организации. Различный уровень изменений: инновации, реформы, трансформации. Данные, диагностика, планирование, внедрение, процедура оценки.
Профессиональное и личностное развитие в организации. Управление людьми и управление собой (самоменеджмент). Личностные ценности и цели – формирование и проявление. Саморазвитие. Навыки решения проблем и умение влиять на людей.
Управление инновациями и организационное поведение Инновации и социо-психологические барьеры. Пассивное и активное принятие нововведений РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Неприятие: активное и латентное противодействие. Создание предпосылок для конструктивного отношения к нововведениям.
Современный маркетинг и поведенческий подход. Принципы поведенческого маркетинга и сегментация рынка. Характеристики покупателей (социо-культурный уровень, социальные, личностные, психологические поведенческие аспекты/, /влияние семьи, принадлежность к социальному классу/. Типы покупателей. Индивидуальный и корпоративный покупатели.
Система современного международного бизнеса и организационное поведение Общие и частные особенности организационного поведения в системе международного бизнеса. Конфликтные ситуации в системе международного бизнеса: методы, инструменты, методология управления.

Календарно-тематический план дисциплины



№ п/п Название темы Количество часов
Очное отделение
Всего Лекции Прак. зан. СРМП СРМ
Предмет, методы и методология и курса
Поведение индивидуума в РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ социуме и организации
Эволюция науки и теории управления поведением человека в организации
Организационное поведение личности в современных условиях
Процесс коммуникации и коммуникативное поведение в организации
Теория и практика мотивация: реалии результативности организации
Групповая динамика: формирование и управление
Конструирование и управление организацией
Роль системы менеджмента в сфере поведения организации
Лидерство в организации и групповая динамика.
Управление изменениями в организационном поведении.
Профессиональное и личностное развитие в организации.
Управление инновациями и организационное поведение
Современный маркетинг и поведенческий подход.
Система современного международного бизнеса и организационное поведение
Итого

План лекций, практических

План лекций План практических занятий
Междисциплинарный подход к предмету организационное поведение. Методы и методология исследования РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ: личность (индивидуум), груп­па, организация. Понятие «организационного поведения». Задачи и место курса в ряду других управленческих дисциплин. Объект и предмет организационного поведения. Теоретические основы организационного поведения: когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения.
Способности и личностные качества работников: использование в практике менеджмента. Классификация организационного поведения. Поведение человека. Естественная и социальная среда. Закрытые и открытые системы. Системный подход к организационному поведению. Свойства и особенности социальных систем.
Поведенческие науки. Положения (допущения и ограничения) управленческих теорий по вопросу поведения человека в организации. Эволюция науки о процессах управления оргповедением. Базовые посылки управленческих теорий по вопросу поведения человека в организации. Характер и темперамент РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ человека
Возможности, вызовы и цели личности. Личность и организация. Профили личности, их многофакторная зависимость (возраст, культура, функции и др). Личность и работа. Исследования по целям. Цели – основа мотивации. Личность и организация. Профили личности, их зависимость от возраста, культуры, функций.
Управление взаимодействием. Вербальное и невербальное коммуникативное поведение. Воздействие на людей. Завоевание расположения людей: атрибуция, аттракция Личность и другие личности. Взаимодействие людей, соединение их в организации, приобретение ролей. Управление взаимодействием. Основные методы общения с людьми. Воздействие на людей. Завоевание расположения людей.
Методы улучшения мотивации и повышения результативности организации: современная практика. Теория справедливости. Теория ожидания. Теория подкрепления. Развитие методов регулирования организационного поведения РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Базовые посылки теорий мотивации. Совершенствование методов регулирования (коррекции) организационного поведения.
Формирование группы. Вовлечение работников в процесс управления Актуальные проблемы управления вовлеченностью работников. Общие качества группы. Организация групповой работы. Вовлеченность работников в процесс управления. Группы. Роли. Внутригрупповые отношения. Проблемы управления участием работников. Вовлечение работников. Бригады результативности. Кружки качества.
Понятие и принципы построения управленческих структур. Формальная и неформальная структуры. Принципы управления конструированием организации Различные подходы к анализу организации. Идентификация общих переменных. Формальная и неформальная структуры. Связь различных, целеориентировочных переменных. Формулирование стратегии, целей.
Управление в сфере оргповедения. Управление знаниями, трансферт опыта и навыков. Комплекс интеллектуальных навыков и компетенций (в стратегической и РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ операционной деятельности) Роль управления в сфере поведения организации. Управление как выражение знаний, опыта и умений. Комплекс интеллектуальных умений – набор, отбор, мотивация и пр.; технических – планирование, организация, контроль; концептуальных – разработка стратегии, видение, прогноз.
Формальное и неформальное лидерство и групповая динамика. Современные организационные изменения и возрастание роли лидерства. Менеджмент и лидерство. Черты и формы лидерства. Стили лидерства. Лидерство и организационные изменения. Менеджмент и лидерство. Черты и формы лидерства. Стили лидерства: техника и технология.
Движущие и тормозящие факторы: изменения в организации. Различный уровень изменений: инновации, реформы, трансформации. Данные, диагностика, планирование, внедрение, процедура оценки. Изменения в организации. Уровень изменений. Рутина, инновации, кризис РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ и трансформации. Последовательность шагов. Сбор данных, диагностика, планирование, внедрение и оценка.
Управление людьми и управление собой (самоменеджмент). Личностные ценности и цели – формирование и проявление. Саморазвитие. Навыки решения проблем и умение влиять на людей. Персональное развитие и поведение менеджера. Управление людьми и управление собой. Личностные ценности и цели – формирование и проявление. Саморазвитие. Навыки решения проблем и умение влиять на людей.
Инновации и социо-психологические барьеры. Пассивное и активное принятие нововведений. Неприятие: активное и латентное противодействие. Создание предпосылок для конструктивного отношения к нововведениям. Реакции людей на нововведения и психологические барьеры. Принятие нововведений. Пассивное принятие и активное. Неприятие и активное противодействие. Создание РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ предпосылок для позитивного отношения к нововведениям. Управление изменениями в организации.
Принципы поведенческого маркетинга и сегментация рынка. Характеристики покупателей (социо-культурный уровень, социальные, личностные, психологические поведенческие аспекты/, /влияние семьи, принадлежность к социальному классу/. Типы покупателей. Индивидуальный и корпоративный покупатели. Маркетинг: поведенческий подход. Сегментация рынка по поведенческому принципу. Характеристики покупателей /культурного уровня, социальные, личностные, психологические/, /влияние семьи, принадлежность к социальному классу, влияние культуры/.
Общие и частные особенности организационного поведения в системе международного бизнеса. Конфликтные ситуации в системе международного бизнеса: методы, инструменты, методология управления. Особенности организационного поведения в системе международного бизнеса. Совместные предприятия, поведенческие аспекты характерные для них. Особенности возникновения и развития конфликтных ситуаций РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ в системе международного бизнеса, пути управления ими.

План проведения СРМП

Тема задания Форма проведения СРМП
Определение уровня знаний студентов в начале академического периода Тест
Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, технология, внешняя среда, изучения. Обсуждение теоретического материала
Теория организации. Системный подход к изучению организации. Структура организации Обсуждение, защита рефератов
Структура личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты поведения человека в организации. Устный опрос
Профили личности, их зависимость от возраста, культуры, функций. Возрастной цикл: подготовка-карьера-поддержка. Исследование личностных профилей. Письменное задание
Основные методы общения с людьми. Воздействие на людей. Завоевание расположения людей РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Деловое общение. Переговоры. Активное слушание. Деловая беседа. Совещание, дискуссии. Переговоры. Доклад
Подкрепление - как важный мотивационный фактор. Типы, характеристика подкреплений. Графики подкреплений. Концепция самореализующихся предсказаний. Микро- и макромотивация. Экономическая мотивация. Ее типы. Обсуждение ситуаций
Теория жизненного цикла организации. Модель организационного роста Л.Грейнера. Организационные кризисы. Опрос
Теория жизненного цикла организации. Модель Адизеса.. Организационные этапы Опрос
Определение уровня знаний студентов в начале академического периода Тест
Управление поведением с учетом обстоятельств. Ситуационное управление поведением. Управление по целям. Общие подходы. Обсуждение ситуации (Дискуссия)
Управленческий цикл. Блоки управленческого цикла. Управленческая позиция. Синдромы руководителей. Опрос
Концепции организационного развития. Промежуточные и результирующие переменные. Классификация сотрудников по их РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ отношению к изменениям. Эссе с публичным выступлением
Концепция управленческого труда. Руководство и умение обучать. Способность формировать коллектив. Личное поведение в конфликтных ситуациях. Опрос
Реализация инновационного потенциала организации. Создание инновационного климата в организации. Дискуссия
Организационное поведение в системе международного бизнеса Опрос
Межкультурные различия в системе бизнес-коммуникаций. Управление коммуникативными процессами в международном бизнесе. Эссе
Определение уровня знаний студентов в начале академического периода Тест


documentaoluqzp.html
documentaoluyjx.html
documentaolvfuf.html
documentaolvnen.html
documentaolvuov.html
Документ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ